Сбор и обработка информации параметров оборудования

Компания «Вымпел-Коммуникации» развивает сети с помощью технологических решений Ascential Software и BusinessObjects

«Вымпел-Коммуникации» – один из ведущих российских операторов сотовой связи, который предоставляет свои услуги под торговыми знаками «Билайн» в России и K-mobile и EXCESS в Казахстане. Компания нацелена на интенсивное развитие своих региональных сетей и обеспечение оптимального режима их работы.

Постоянный рост числа абонентов, а также стремление оператора предоставить клиентам высококачественные услуги и сервис усиливают важность сбора информации о технических параметрах оборудования телекоммуникационной сети со всей территории России с целью её последующего анализа в виде наглядных аналитических отчётов.

Реализация проекта

Бизнес-задача: Обеспечение сбора технических параметров оборудования и подготовка отчетности с целью предоставления информации лицам, ответственным за развитие региональных сетей компании и эффективное функционирование оборудования.

В работе региональных сетей компании «ВымпелКом» задействованы сотни крупных объектов таких, как коммутаторы и контроллеры базовых станций, а также тысячи самих базовых станций. Количество параметров, передающихся в региональные центры обработки данных, составляет от нескольких десятков для коммутаторов до более тысячи для базовых станций. Самих же региональных центров на данный момент насчитывается десять.

Первоначально, когда существовали только пять региональных центров, из систем, реализованных на основе различных СУБД (Oracle, Sybase, MS SQL) данные извлекались и загружались в хранилище, реализованное на основе СУБД MS SQL Server. Сбор и обработка данных осуществлялась средствами MS DTS и самостоятельно написанными сотрудниками компании программами на Delphi, разбирающими также поступающие бинарные и текстовые исходные файлы.

Стремительное расширение сети компании и увеличение количества региональных центров до десяти повлекло за собой необходимость смены платформы, поскольку SQL сервер уже не справлялся с текущими объемами данных, которые ежегодно удваивались на протяжении последних двух лет и достигли 14 миллионов записей ежедневно. Было принято решение перейти на систему под управлением СУБД DB2 на платформе IBM iSeries (AS/400). Вслед за платформой необходимо было менять и средства сбора и обработки информации.

Технологическое решение: Ascential DataStage обеспечивает автоматический сбор данных, их преобразование и загрузку в центральное хранилище.ƒ Средства BusinessObjects и WebIntelligence используются для создания и доставки регламентной отчётности, а также непосредственного оперативного доступа к данным и анализа информации конечными пользователями.

На основании рекомендаций компании «Терн» (дистрибутора продуктов Ascential Software) было выбрано программное обеспечение Ascential DataStage. Это ПО принадлежит к классу средств ETL (т.е. средств для создания процедур по извлечению, преобразованию и загрузке данных). Оно изначально ориентировано на работу в гетерогенной среде и обладает удобными визуальными средствами проектирования процедур трансформации. DataStage используется не только для получения данных из десяти разных по типу источников, но и для обработки информации внутри хранилища (выполнение некоторых дополнительных расчетов, вырезания устаревших данных, подготовки их к архивированию и других задач).

 
Первичная обработка данных, формирование стандартных отчетов, предоставление данных конечному пользователю

Вручную невозможно обработать и проанализировать огромное количество параметров, поступающих из систем региональных центров. Поэтому на основе этих параметров в центральном хранилище формируются определенные показатели работы оборудования, по которым затем создаются отчеты. Ранее небольшое количество обобщенных отчетов формировалось на внутреннем Web-сервере компании скриптами, реализованными на Visual Basic или Java. Однако, расширение количества объектов и увеличение потребностей конечных пользователей в отчетах потребовало так же как и в случае со средствами сбора применения более эффективных средств создания отчетности и доставки информации.

Для формирования отчетов и предоставления доступа к исходным данным, содержащимся в центральном хранилище, были выбраны продукты BusinessObjects. Данные продукты оптимально подошли по всем критериям на роль средств для создания системы отчётности, поскольку обладают возможностью создания запросов к данным в терминах предметной области, гибкостью администрирования и доставки информации. Эти продукты уже успели зарекомендовать себя в компании, поскольку основанная на ПО BusinessObjects система отчётности поставляется компанией Ericsson вместе с сетевым оборудованием

Результаты: Значительно расширено количество отчётных форм, предоставляемых конечным пользователям, и снижена нагрузка на разработчиков за счет предоставления возможности самостоятельного доступа к данным самим пользователям.

В репозитории BusinessObjects на сегодняшний день хранится более 200 отчетов. Более 30 отчетов через специализированный сервер доставки Broadcast Agent автоматически ежедневно или еженедельно обновляются и выкладываются на внутренний Web-сервер. 90% пользователей свои отчеты не создают, а используют заранее подготовленные и лежащие в репозитории.

C отчётами и исходными данными сейчас работает более 40 пользователей из 12 различных служб и отделов компании, среди которых Службы развития сети, эксплуатации оборудования, системного анализа и качества сети, оптимизации и мониторинга и другие. Кроме того, средства BusinessObjects используются местными службами и отдельными специалистами в 5 регионах, где находятся подразделения компании. В основном, пользователи работают через так называемый «толстый» клиент BusinessObjects, т.е. в режиме клиент-сервер, но есть также ряд пользователей, которые работают через web по трехзвенной архитектуре с использованием средства WebIntelligence.

Обеспечиваются возможности сбора данных из систем различных типов и форматов.
Нет необходимости в большом количестве технических специалистов для сопровождения этой информационной инфраструктуры.
Значительно увеличено количество отчетов, конечным пользователям предоставлены возможности самостоятельного доступа к данным.
Повышена эффективность и оперативность принятия решений о работе региональных сетей связи компании.