Аналитическая система поддержки принятия решений

Информационно-аналитическая система ОАО МТС («Комстар-ОТС»).
Эффективное развитие бизнеса с помощью технологий Ascentional DataStage и BusinessObjects.

МТС («Комстар-ОТС») — один из крупнейших российских операторов связи, созданный в мае 2004 года путем объединения компаний «Комстар», «МТУ-Информ» и «Телмос». Консолидация на базе «Комстар-ОТС» ведущих операторов фиксированной связи позволила создать многопрофильную компанию, обслуживающую более 90% населения Москвы, обладающую значительной базой высокодоходных абонентов и ориентированную на предоставление в регионах пакета высококачественных услуг, аналогичных уровню головной компании.

Постоянное расширение абонентской базы и стремление Компании предоставлять клиентам более высококачественные услуги и сервис привело к необходимости построения аналитической системы поддержки принятия решений с последующей интеграцией её в единую КИС предприятия.

Реализация проекта

Бизнес-задача: Осуществить возможность детального анализа показателей трафика, поступающего из функционирующих биллинговых систем дочерних предприятий, формирование консолидированной отчётности с целью принятия эффективных управленческих решений.

Технологическое решение: Построение хранилища данных на базе продуктов и промышленных средств интеграции Ascentional DataStage и форм аналитической отчётности на базе продуктов BusinessObjects.

Информационно-аналитическая система является дальнейшим расширением общей информационной инфраструктуры «МТС», надстройкой над оперативными средствами учета деятельности компании, и представляет собой современное высокоэффективное средство поддержки принятия оперативных управленческих решений на основе наглядного и оперативного предоставления всей необходимой информации пользователям, ответственным за бизнес-анализ и принятие управленческих решений.

Специалистами компании «Терн» были решены три взаимосвязанные задачи:

Обеспечения сбора и накопление данных из имеющихся систем биллинга;
Обеспечение постоянного входного контроля и очистки данных;
Обеспечения процесса анализа накопленной информации с целью принятия обоснованных управленческих решений.

Информационно – аналитическая система «МТС» предусматривает обособленное и независимое от учетных систем управление и использование. Развёртывание полномасштабной системы для всех заинтересованных подразделений «МТС» было выполнено в несколько этапов, с постепенным наращиванием функциональности и охвата различных областей анализа.

Построение корпоративного хранилища данных

Для решения задачи сбора, агрегации и хранения данных в рамках проекта было построено специализированное хранилище со всеми необходимыми процедурами трансформации и пополнения данных. В качестве средства хранения данных была использована СУБД Oracle 8i, а в качестве инструмента создания и поддержания хранилища — программный продукт DataStage. Реализованная подсистема сбора и хранения информации имеет возможность подключения произвольных источников формализованных исходных данных, в том числе сбор информации из: ƒ

  • Системы биллинга компании “Комстар” (на базе продуктов Informix) ƒ
  • Системы биллинга компании “МТУ-Информ” (на базе продуктов Oracle)ƒ
  • Системы биллинга компании “Телмос” (на базе продуктов MS SQL Server)

Наполнение хранилища данными осуществляется как автоматически (при помощи специализированного планировщика), так и в «ручном» режиме (запуск соответствующих процедур загрузки). Аналогичным образом реализован запуск различных вариантов алгоритмов обработки ошибок входных данных. Структура хранилища, а также алгоритмы и процедуры трансформации, загрузки и корректировки данных, были разработаны с учётом возможности дальнейшего масштабирования, наращивания информационных потоков и расширения функциональных возможностей информационно – аналитической системы.

Анализ данных, формирование отчётности

В составе информационно-аналитической системы можно выделить две подсистемы: ƒ

  • Подсистема сбора, консолидации и хранения данных, извлекаемых из систем биллинга и других источников в хранилище данных
  • Подсистема информационно-аналитического обслуживания, обеспечивающая прозрачный доступ конечных пользователей к информации, помещенной в хранилище данных, и анализа накопленной информации.

Первичными источниками информации для анализа являются оперативные данные из трех систем биллинга компании «МТС». Реализованная информационно – аналитическая система обеспечивает решение задачи анализа транзитного и операторского трафика по протоколам TDM и VOIP. В ходе проекта с помощью программных продуктов BusinessObjects реализованы семантические каталоги (Universes), а также аналитические отчеты.

Результаты: Разработана и внедрена информационно-аналитическая система поддержки принятия решений на основе данных, накопленных в различных по структуре и составу биллинговых системах. Реализован гибкий инструмент создания аналитических отчетов для оптимизации трафика и подготовки эффективной тарифной политики.

Консолидированные данные дают единое, для всей компании, представление о параметрах трафика во всех необходимых аспектах.
Дирекция по работе с операторами связи, сектора оптимизации трафика и формирования цен компании «МТС» получила гибкий инструмент оптимизации тарифной политики.
Существенно улучшена информационная поддержка принятия решений на разных уровнях руководства ОАО «МТС» за счёт расширения состава и повышения качества информации в управленческой и аналитической отчётности.
ОАО «МТС» получил масштабируемую по нагрузке, адаптируемую к структурным изменениям компании BI-инфраструктуру.